nn

19 мар. 2011 г.

Торговые скидки. Хорошо ли это для покупателей?

Или - что такое цена и стоимость с обывательской точки зрения.
Или - как нас имеют торговые сети и что с этого имеем мы.

Вчера в очередной раз задумалась над темой взаимоотношений "продавец-покупатель" и решила написать небольшой (!??) обзор. А произошло вот что.
Каждую весну я покупаю шапочки от солнца у одной пожилой пары: они участвуют в "странствующем базаре", который передвигается по южным израильским городам - каждый день в другом месте. Таким образом с небольшого "куста" населения можно стричь небольшие купоны дохода на пропитание. Эта милая женщина, хозяйка торговой лавочки, убеждала меня, что уже и так снизила цену на панамки и показывала написанный от руки квадратик бумажки, где стояла   написанная ею заблаговременно удвоенная сумма. Врожденное чувство такта не позволило мне сказать в глаза продавщице: ведь вы могли и тройную цену написать - бумага все стерпит, разве от этого что-то меняется в качестве товара? или в его стоимости?
Ну, ухищрения мелкой торговки, шитые белыми нитками, ничто в сравнении с тем, как "химичат" владельцы магазинов покрупнее, и совсем уж детский лепет по сравнению с большими торговыми сетями.
Второе происшествие ждало меня дома. Моя о-о-чень престарелая мама, соблазнила свою "няньку" и они ездили вместе (на двух автобусах туда и так же обратно) в ее любимый русский магазин за рыбой "мушт" - там на три шекеля дешевле. "Ах, как мне повезло! При покупке на 150 шекелей давали 4 баночки туны всего за 10 шекелей. И мы с Оксаной сложились вместе и смогли-таки получить эти баночки! Какая выгодная мивца!"
... что на небесах! прости меня грешную, но когда я слышу это слово "мивца" из маминых уст - я хочу укусить кого-нибудь от отчаяния! Потому что это у меня потом будет болеть голова куда деть эти вырванные из бушующего моря торговых страстей баночки/шоколадки/сковородки/одноразовые половые тряпки...
А это безобидное слово "мивца", которое в мозгах наших русскоязычных стариков переводится, как "скидка", на самом деле обозначает "мероприятие, операция, акция, кампания". Вот о некоторых акциях, которые проводят торговцы, чтобы заманить, запутать и втравить в неудержимые покупки нас, невинных покупателей, я и хочу рассказать. А ещё я хочу понять сама - есть ли на самом деле "скидка" - снижение цены на товары, участвующие в мероприятиях и на самом ли деле мы платим меньше, участвуя в акциях.

1. Меньше денег заплатить не удастся!
Как бы вы ни старались, а сократить свои расходы на покупки вам все равно не удастся. Даже если вы купили товар по распродаже "1+1" или "второе изделие за пол-цены". В первом случае вы заплатите полную цену за то, что вам действительно надо, а второе вам дадут в придачу, но куда его девать вы знать не будете. Во втором же случае, отдадите ещё половину цены - жаль не воспользоваться случаем! То есть вы заплатили 100 и 150 процентов за то, что и намеревались купить. Но в погоне за выгодой не заметили, что кроме полезного купили кучу ненужного: кофе такой ни вы ни ваша внучка пить не будете, а конфетки оказались для диабетиков и их в рот взять нельзя.

2. Повезет не вам, а хозяину магазина.
Но вот кажется действительно удача: такие полезные рыбные консервы продаются по низкой цене. Внизу ценника мелкими буковками написано: "при покупке на 150 шекелей". А вы положили в корзинку все, что вам необходимо, но 30 шекелей не хватает. Что-то надо ещё взять! Что? Что-нибудь не нужное, или не совсем нужное. Ага! нашли - вот этот набор вилочек. Пусть будет. Пригодится. Вы покупаете, вы довольны. А дома выясняется, что вилочки - одноразовые. Вы ими когда нибудь пользовались? Они вам нужны? Так за сколько вы купили эти 4 баночки консервов?

3. Вас приняли в клуб - хозяин торговой сети получил вас в постоянные покупатели.
Многие "скидки" можно иметь только, являясь членом клуба покупателей данной сети магазинов. Карточка ничего не стоит. Вы вступаете. Вам объясняют: когда наберется 4000 звездочек - вы получите чек на 30 шекелей - покупайте что хотите в НАШЕМ магазине! Вот это действительно подарок. И вы начинаете ходить именно к этот магазин, в другой вам не выгодно - нет премиальных звездочек. И вот через некоторое время вы замечаете, что иметь эти звездочки будете только когда потратите в этом магазине 4000 шекелей!
А вот в этой сети карточка стоит 100 шекелей на год. Но как не купить?! Ведь тут такие качественные и солидные товары, очень дорогие. А по карточке вы заплатите не 600 шекелей, а 550. Настоящая скидка: вы платите меньше. А через пару месяцев вы с удивлением обнаруживаете, что купленный вами товар уже для каждого желающего стоит 400 шекелей!

4. Надеется можно только на 10%.
А вот эта торговая сеть разорилась и распродает всё-всё со скидкой 70%. Ну что, без дураков: никаких условий. Платить будем меньше. Покупаем - и это, и это, и это! В запас. А дома... н-да, верхний ценник отвалился и цена вылезла самым наглым образом - оказывается до ликвидации эта вещь стоила только на 10% дороже.

5. Вам домой прислали ИМЕННЫЕ купоны: ма-а-аленькие картиночки и цифирки. Но что-то красивое. Найти сами вы не можете, а работница магазина быстренько накидала вам в корзинку согласно поданным талонам - разбираться некогда, талоны завтра уже не действительны. А дома выясняется, что вы купили: одноразовые половые тряпки (теперь они лежат на шкафу), сыр козий (боже! как это можно есть, он же воняет козой!), соленые семечки (а зубов-то у вас уже нет), полуфабрикат для изготовления воздушной кукурузы ( вы ее в жизни никогда не пробовали) и смягчитель для стирки белья ( в вашу стиральную машину его наливать нельзя - потому что загрузочное устройство уже три года не открывается).

Ну с кем можно разговаривать в этом огромном супермаркете? Все продавцы и кассиры наемные работники, они ничего не решают. Но вот вы зашли в маленький магазинчик - товар продает его хозяин. С ним можно говорить по-человечески, то есть поторговаться. "Яна, переведи ему - раз я взяла у него так много рассады цветов, пусть сделает мне скидку". "Нет, говорит хозяин, скидку я сделать не могу, я дам ей любой цветок в подарок, пусть выбирает". Понимаете? Начинается та же история. Заплатить меньше всё равно не удастся!

5 комментариев:

  1. Я бы сказала, что мивца может быть полезна исключительно умным людям. По тем самым причинам что Вы описали в статье. Видела я одну старушку, которая бегала по суперу с пачкой дешевых вафлей и искала чего бы купить на 90 шекелей из товаров одной фирмы дабы эту пачку получить в подарок.

    ОтветитьУдалить
  2. У вас звёздочки, а у нас в Эстонии система следующая: в крупной сети гипермаркетов каждые несколько месяцев проводится кампания. Мы просто покупаем продукты, и за каждые потраченные в этом гипермаркете 6 евро выдаётся наклейка, которая вклеивается в спец. книжечку. И когда вся книжечка будет заклеена, при её предъявлении можно со скидкой КУПИТЬ товары по акции (например, ножи, посуду и прочее), причём указывается, что скидка при этом выходит просто чумовая, и мало кто задумывается, что полная стоимость этих товаров по акции просто заложена в цены всех товаров магазина. А собирание наклеек притягивает покупателей именно к этому, надо заметить, не самому дешёвому гипермаркету.

    ОтветитьУдалить
  3. Слово скидка на большинсво людей похоже действует завораживающее... Иначе как объяснить, когда не очень богатые люди с высшим инженерным образованием покупают дисконтную карту 10% на год в Седьмой континент за 3500 рублей. Мозги отключаются совсем - они не могут даже посчитать, что их скидка начнет действовать только после покупки товара на 35000 - потому что все скидки до этого просто окупают их карту, а так как карта действует всего год... Это было лет 7-10 назад, сейчас дисконтная карта, я думаю, стоит тысяч 7 рублей.

    Единственную реальную скидку мы получаем, когда покупаем товар с истекающем сроком годности иногда это бывает и на 50% дешевле (владелец магазина хочет вернуть хотя бы часть денег, вложенных в этот товар). Много такого товара не возьмешь - остается всего 1-2 дня на поедание... ;)

    Света

    ОтветитьУдалить
  4. А мы с удовольствием отовариваемся в магазинах по акциям, правда, почти всегда стараемся не забывать о здравом смысле. Вот недавно придумали купи 1 коробку чипсов получи 2 бесплатно. А я по привычке взяла просто 2, не прочитав как следует, что нужно взять еще одну. В итоге уплатила просто за 2 коробки бешенную сумму. Правда, заметила и пошла в знак протеста отнесла обратно и забрала деньги.
    Да, торговая сеть очень изобретательна в отъеме денег у потребителя!

    ОтветитьУдалить
  5. "Два по цене одного" - рядом на приладке одна зубная щетка и две зубные щетки за ту же цену, я покупаю себе и мужу.
    Со скидками я покупаю знакомые товары и я как правило наизусть помню цену до акции.
    Мне кажется, что вы преувеличиваете, просто ко всему нужно относиться критично.

    ОтветитьУдалить

АрхивСообщенийБлога